БЛОГ
Управление персоналом

Команда и лидер: принципы взаимодействия

Оговоримся сразу: под широко распространёнными сейчас в информационном пространстве словами «команда» и «лидер» в этой статье понимается коллектив сотрудников компании и её руководитель, соответственно. Эта оговорка для обозначения реальной действительности, потому что команда и коллектив сотрудников ⎯ не одно и то же, равно, как и лидер⎯ необязательно руководитель. Но это тема другого разговора.

В статье будем пользоваться этими общепринятыми терминами.

Взаимодействие же команды и её лидера, причем эффективное взаимодействие ⎯ это залог благополучия и стабильности компании, обязательное условие уверенного движения вперед и достижения поставленных целей.

Однако это взаимодействие не всегда бывает эффективным и более того, очень часто многие компании испытывают немалые проблемы в этой области: команду «штормит», не редкость всякие там «итальянские забастовки» или откровенный саботаж, страдает производительность и качество труда и т. д.

В статье ниже поговорим о правилах взаимоотношений руководителя компании с коллективом, которые позволят создать благоприятную рабочую среду и здоровую морально психологическую атмосферу в коллективе ⎯ основ эффективного и производительного труда и стабильности коллектива.

_________________________________________________________________

«Умение общаться с людьми ⎯ это товар, который можно купить точно так же, как мы покупаем сахар или кофе, и я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете» ⎯ Альберт Эйнштейн

_________________________________________________________________

Основные принципы взаимодействия «команда-лидер»

Эти принципы формировались поколениями великих бизнесменов и никому не известных предпринимателей, руководителями мануфактур и огромных промышленных производств, учеными философами и психологами, поэтому при кажущейся простоте их формулировок, они действительно «работают» и активное их использование придает устойчивость бизнесу, привлекательность компании и эффективность производительному труду. А принципы ⎯ вот они:

  • понятность и прозрачность общей цели. Если этого нет у членов команды, то вряд ли стоит ожидать активного участия и эмоциональной вовлеченности работников в процесс общей деятельностиЛидер должен четко и доходчиво разъяснить стратегическую цель компании, не забыв при этом подробно рассказать о конкретных выгодах и преимуществах, которые получит каждый член команды при ее достижении;

  • взаимное доверие и уважение. Обязательное условие формирования здоровых человеческих и производственных отношений в компанииа отсюда ⎯ обоснованное ожидание слаженности в работе, стремления работников к добросовестному и производительному труду, высокой ответственности;

  • честность и порядочность. Понятные всем и очень даже необходимые качества во взаимоотношениях «команда-лидер». Не будет этого ⎯ все происходящее в отношениях будет иметь «двойное дно»: говорим одно, делаем другое и терпим друг друга, потихоньку ненавидя и презирая. Какой уж тут эффективный и производительный труд!;

  • возможность выражения личного мнения и предложений по существу. Этот принцип вряд ли имеет широкое распространение, но его наличие в компании дает однозначное конкурентное преимущество, поскольку позволяет оперативно реагировать на какие-то сбои в деятельности предприятия, находить новые решения и подходы, а также способствует креативному поведению сотрудников и выявлению своих«гениев»;

  • принцип приоритета убеждения, а не принуждения. Тоже далеко не популярный принцип взаимодействия лидера с командой. А зря. Ведь когда человек чувствует себя не «оловянным солдатиком», а личностью, которую уважают⎯ он пойдет и сделает «в два раза» больше. Жесткая команда уместна только в ситуации «форс-мажор»;

  • выражение похвалы и благодарности за хорошо выполненную работу. Это не деньги. Деньги определяет KPI. Это эмоциональное выражение отличия работника за его действия. Причем делаться это должно всегда публично и официально;

  • индивидуальный подход к каждому сотруднику. Очень важный принцип для создания благоприятного микроклимата в компании и повышения лояльности сотрудников, потому что любому человеку важно сознавать, что он не безликий «винтик» в бездушном механизме, а отдельная личность, которую знают и ценят;

  • открытость лидера к диалогу. Дает возможность сотрудникам «снять» возможные недопонимания, высказать обиды или неудовлетворенность, внести дельные предложения и т. д., а лидеру понять настроения людей в коллективе, осознать необходимость перемен или нововведений и вовремя и правильно отреагировать;

  • создание условий для профессионального роста сотрудников и повышения их квалификации, предоставляя возможность для обучения. Умный и дальновидный руководитель обязательно использует такой подход к формированию ценности и эффективности своих кадров ⎯ залога устойчивости, конкурентоспособности, престижности бренда и богатства своей компании.

_____________________________________________________

Приходите учиться к нам в компанию Бойлерная. Мы профессионалы в обучении людей технике и технологии продаж, построению отделов продаж. Познакомьтесь с нами. Посмотрите отзывы наших клиентов. Приходите!

____________________________________________________________________

Заключение

В заключение отметим, что задаёт тон внутренней атмосферы в компании и правила корпоративной культуры всё-таки ее руководитель (лидер) и от него главным образом и в большинстве случаев зависит, по каким принципам будет построено его взаимодействие с командой.

Здесь уместно будет привести цитату польского поэта и сатирика Станислава Ежи Леца ⎯ «Самый лучший руководитель ⎯ человек, у которого хватает ума подобрать хороших людей для выполнения того, что он хочет сделать, и хватает самообладания сдержать себя и не соваться в их дела, пока они занимаются этим». Лучше не скажешь! Удачи! И стремиться быть «самым лучшим руководителем»